Без сомнения, одним из наиболее часто используемых способов игры на гитаре является переменный штрих.
Пассажи, сыгранные им вы можете услышать практически в каждой композиции таких мастеров гитары, как Джо Сатриани, Ингви Мальмстин,
Стив Вай и многих других. Да, конечно существует свип, теппинг, легатная техника и все они также требуют определенной степени внимания.
Но для начинающих гитаристов следует развивать в первую очередь именно переменный штрих, и уже отталкиваясь от него идти дальше.
С технической точки зрения переменный штрих – это серия постоянно чередующихся ударов медиатором вниз (даунстроуков)
и ударов вверх (апстоуков). В этом заключается одна из причин универсальности переменного штриха.
Какую бы сложную партию не пришлось играть гитаристу – ему не надо заранее продумывать последовательность движений медиатором.
Ему нужно лишь сконцентрироваться на том, какую ноту он должен взять в следующий момент, а не на том, как он должен это сделать.
А теперь рассмотрим, что же влияет на скорость игры переменным штрихом и как эту скорость можно увеличить.
И в первую очередь хочется сказать – играйте медленно!
Многие начинающие гитаристы делают огромную ошибку пытаясь играть как можно быстрее.
Они играют с грязью, промахиваются мимо струн, но, тем не менее, продолжают упорно заниматься и верить, что рано или поздно у них все получиться.
Нет! Ирония заключается в том, что для того, чтобы играть быстро – нужно играть медленно.
Эту фразу в одной из своих видеошкол сказал один из самых быстрых гитаристов планеты – Майкл Энжело.
Ведь если вы сто раз сыграете один и тот же пассаж с грязью, то чище ваша игра на электрогитаре
от этого не станет. Но если вы сто раз сыграете его чисто, но медленно,
то в сто первый можете попробовать увеличить скорость на немного и этот пассаж наверняка получиться не хуже.
Следующим в списке стоит экономичность. Если вы хотите играть быстро, то не стоит совершать лишних движений.
Не размахивайте медиатором из стороны в сторону. Держите пальцы как можно ближе грифу.
Особенно это касается мизинца – именно он чаще всего стремиться удалиться от грифа на неопределенное расстояние,
после чего очень долго возвращается назад. Чем меньше лишних, бессмысленных движений – тем быстрее игра, это естественно.
В третьих - метроном! Большая часть времени, которое вы уделяете электрогитаре, должна проходить в игре под метроном.
Так вы разовьете в себе ритмичность. К тому же это самый простой способ контролировать свои успехи.
Если вчера вы сыграли до-мажорную гамму шестнадцатыми на скорости 80 ударов в минуту, а завтра на скорости 85, то это прогресс.
Вы можете даже составить план своих достижений. Например, к январю достигнуть скорости в 100 УВМ, к февралю – 105 и т.д.
И наконец – глушение! Без него никуда. Чтобы вы не играли (и это относиться не только к переменному штриху),
вам необходимо глушить те струны, которые не должны звучать в данный момент. В противном случае грязи при игре вам не избежать.
Глушить струны нужно как левой, так и правой руками. Для правшей – правой все, что ниже (по высоте) той струны,
которая в данный момент должна звучать, левой – все, что выше. Для левшей соответственно наоборот.
Поначалу это будет довольно сложно, но со временем перерастет в привычку.
Также хочется уделить отдельное внимание постановке правой руки.
Меня часто спрашивают – какой она должна быть. И, к сожалению, а может быть и к счастью на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа.
Посмотрите видео, на которых запечатлены ваши кумиры – все они держат медиатор по-разному.
Некоторые между большим и указательным, некоторые между большим и средним. Некоторые под углом, некоторые перпендикулярно струнам.
Некоторые опираются на гриф, некоторые нет. Все это зависит от личных предпочтений и в конечном итоге формирует ваш собственный стиль игры.