Довольно интересный приём, который может характеризовать уровень мастерства гитариста – бенд (или подтяжка).
Суть его заключается в том, чтобы путём подтягивания струны в поперек грифа (в любую сторону – к себе или от себя) повысить тон определённой ноты.
В зависимости от того, насколько качественная гитара и струны, можно подтянуть ноту на полтора-два тона.
То есть, например, для того, чтобы получить ноту, которая вообще извлекается на 12-м ладу той или иной струны, нужно подтянуть эту струну на 10-м ладу до тех пор,
пока она не зазвучит, как будто она зажата на 12-м ладу. Проще всего подтяжка исполняется на средних и крайних ладах.
Сложнее всего – на первых трёх. Попробуйте подтянуть какую-нибудь струну на 2-м ладу так, чтобы она зазвучала на такой высоте, на какой она звучит, будучи зажатой на 4-м или 5-м ладу.
Вряд ли у вас это получится без нужной подготовки. Помимо того, что для подтяжки на верхних ладах нужно приложить немалое усилие, возможно, вы почувствуете боль в пальцах от струны.
Подтяжка – это единственный из приёмов игры на гитаре, который позволяет плавно изменять высоту ноты и в таких пределах, в каких желает гитарист.
Например, на ¼ тона ноту можно повысить только с помощью подтяжки. А на ½ тона - с помощью любого приёма.
В зависимости от того, как исполняется подтяжка, этот приём бывает нескольких видов.
Простой бенд – сначала извлекается звук, а потом выполняется подтяжка.
Пребенд – струна предварительно подтягивается, и только потом извлекается звук.
Обратный бенд – струна сначала подтягивается, потом извлекается нота и понижается до исходной высоты.
Легатный бенд – сначала извлекается звук, потом делается подтяжка, и до того, как струна перестанет звучать, она плавно отпускается до исходного положения.
Унисонный бенд – выполняется путем звукоизвлечения одновременно на двух струнах, после чего нижняя нота подтягивается до высоты верхней, и они обе звучат в унисон.
Например, вы извлекаете звук одновременно на открытой 3-й струне и на 4-й, зажатой на 4-м ладу. После звукоизвлечения подтягиваете 4-ю струну до тех пор, пока они обе не зазвучат в унисон.
Микробенд – подтяжка, не фиксированная по высоте. Как правило, струна подтягивается на четверть тона, но можно и меньше, или больше (до ½ тона).
Также существует такой приём, как форшлаг-подтяжка – струна подтягивается сразу же после того, как был извлечён звук.
Форшлаг – это предварительный удар. Как правило, его длительность очень маленькая и входит в длительность предыдущей или следующей ноты.
Форшлаг не может исполняться отдельно от ноты, которая стоит перед ним или после него.